ГЛИНИЩЕВСКАЯ ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
МБУК "ЦБС БРЯНСКОГО РАЙОНА"

улица Восточная, дом 4а

Краеведение

 ГЛИНИЩЕВСКОЕ  СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

Глинищевское сельское поселение находится в центре, в Брянском районе, в 16 км. от районного и областного центра г.Брянска.

Административным центром поселения является село Глинищево. Село расположено на старинной дороге Орел-Брянск-Смоленск.

На территории поселения функционирует 68 предприятий и организаций различных форм собственности.

4 средних школы (в 2003 году введена вторая новая современная средняя школа в с. Глинищево), школа искусств, 11 учреждений культуры, Брянская ЦРБ, 5 медицинских фельдшерско-акушерских пунктов, поликлиника, аптека, 4 детских дошкольных учреждения, социальный приют для детей, баня.

Насeление всего поселения составляет 6324 человек.

Население села Глинищево составляет 4450 человек.

Населенные пункты Глинищевского сельского поселения:

  • село Глинищево
  • деревня Балдыж
  • посёлок Большая Дубрава
  • село Кабаличи
  • село Опахань
  • деревня Севрюково
  • деревня Сельцо
  • деревня Титовка
  • село Хотылево
  • СЕЛО ГЛИНИЩЕВО

ИСТОРИЯ

Село Глинищево расположено на старинной дороге Орел-Брянск-Смоленск. Это по ней осенью 1708 года из Смоленска ехал Петр 1 в войска. Он сделал остановку на Глинищевском почтовом дворе…

Первое документальное упоминание о селении Глинищево относится к декабрю 1610 года. И встречается в жалованной грамоте польского короля брянскому дворянину Семену Игнатьевичу ТЮТЧЕВУ «на старое отца его поместье» Позже в писцовых книгах 1620-х гг. вновь упоминается деревня «что было пустошь Глинищева» Название пустоши и селения, скорее всего, связано с особенностями местных почв (глинистые). Нельзя, впрочем, исключать и другое происхождение названия, связанное с фамилией Голенищивых, давних владельцев деревни. Первыми владельцами деревни были Тимофей Никифорович Колычев и Дмитрий Игнатьевич Тютчев. В отличие от многих других селений, где фамилии владельцев менялись, для Глинищева были Тютчевы и Колычевы . В то время в селении было лишь 6 дворов, где проживало 124 крестьянина. К середине Х1Х на окраине деревни, примыкавшей к шоссе Брянск-Смоленск, были устроены постоялые дворы, эта часть селения стала так и называться «постоялые дворы Глинищево», кроме того, здесь находилась почтовая станция и контора первого стана Брянского уезда. В самой деревне Глинищево в это время было 10 дворов и проживало 132 человека. Возрастает социальная роль Глинищева в 1897 году была открыта земская больница на 10 коек, находился приемный врачебный покой и размещалось жилье для врача и медсестер. Из новых производств можно отметить работавшую в Глинищеве небольшую мукомольную фабрику, имелась при селении водяная мельница. Наблюдается быстрый рост населения. По переписи 1926 г в Глинищеве зарегистрировано 45 хозяйств, проживало 116 мужчин и 152 женщины, а всего в двух смыкающихся друг с другом селениях (деревня Глинищево и поселок Глинищево) было 268 жителей.

Многие села имеют богатую историю и упоминаются в хрониках еще в 16-17 веках, самое старейшее село- деревня Балдыж. История сел Хотылево, Кабаличи, Опахань тесно связана с фамилией Тютчевых.

Деревня Балдыж первые упоминается в начале XVII века как существующее село, владение Безобразовых (в XVIIIвеке временно появляется другое название — Богородицкое); в XIX веке — владение В. Д. Азанчевского, И. И. Коровкевича.

К началу XVII века в селе существовал приходской храм Флора и Лавра (сгорел в годы Смуты); в 1690-х гг. был построен каменный храм (упразднён по ветхости в начале XXвека).

В XVII-XVIII вв. входила в состав Подгородного стана Брянского уезда; с 1861г. по 1924 г. в Госамской волости Брянского (с 1921 — Бежицкого) уезда. В 1924-1929 в Овстугской волости; с 1929 года в Брянском районе. С 1920-х  гг. входила в Глинищевский сельсовет.

Поселок Большая Дубрава возник в 1920-е годы. До 1959 года входил в Меркульевский сельсовет, в 1959-1982 в Хотылёвский, в 1982-2000 - в Отрадненский.

 

Село Опахань впервые упоминается в 1610 году как сельцо; бывшее владение Безобразовых (с середины XVII века — Зиновьевых, позднее А. А. Замятиной, И. Н. Тютчева, в XIX веке - А. М. Львова и Е. Н. Игнатьевой). Покровская церковь упоминается как сгоревшая в Смутное время; возобновлена к 1676 году (не сохранилась).

В XVII-XVIII вв. входило в состав Подгородного стана Брянского уезда; с 1861 по 1924 в Госамской волости Брянского (с 1921 - Бежицкого) уезда. В 1908 году была открыта церковно-приходская школа. До начала XX века преобладал вариант названия села «Опыхань»; также по названию храма именовалось «Покровское».

В 1924 -1929 входило в Овстугскую волость; с 1929 года в Брянском районе. До 1930-х гг. являлось центром Опыханского сельсовета.

Деревня Севрюково впервые упоминается в 1620-х гг. как поместье Лавровых. В XVIII веке— владение Львовых, Сорневых, Семичевых и др. (сельцо); последние сохранили свои владения и в XIХвеке (совместно с Никитиными и др.). В XVIII веке — в приходе села Балдыж, с 1836 — села Кабаличи.

В XVII-XVIII вв. входила в состав Подгородного стана Брянского уезда; с 1861 по 1924 в Госамской волости Брянского (с 1921- Бежицкого) уезда. В 1924 - 1929 в Бежицкой волости; с 1929 года в Брянском районе. С 1920-х гг. входила в Глинищевский сельсовет.

Деревня Сельцо. Деревня стала так называться около полувека назад. До этого она носила двойное название - д.Сельцо Суздальцево. В писцовых книгах 1620-х гг. Суздальцево именуется сельцом, принадлежащим Алексею Степановичу Голенищеву.

В XVIII в. владельцы в селении не раз менялись. В их числе были Глотовы, Алымовы, Тютчевы и т.д. В 1782 г. в сельце было 9 крестьянских дворов, в которых проживало около 160 человек. В это время в сельце было 2 господских дома: И.Г.Лутовинова и Е.А.Адалимовой.

В XVII-XVIII вв. входила в состав Подгородного стана Брянского уезда ; с 1861 по 1924 в  Госамской волости Брянского (с 1921 -Бежицкого) уезда. По названию деревни Сельцо в 1900-е гг. была переименована лежащая в 2 км к северу станция Риго-Орловской железной дороги (первоначально именовавшаяся Городец), от которой берёт начало нынешний город Сельцо.

В 1924 - 1929 в Бежицкой волости; с1929 года  в Брянском районе. С 1920-х гг. по 1954 входила в Городецкий, Сельцовский сельсовет (поссовет), в 1954-2000 в Хотылевском сельсовете. В 1964 году к деревне был присоединён посёлок Лозки (юго-западная часть нынешней деревни).

СЕЛО КАБАЛИЧИ


Каба́личи — село в Брянском районе  Брянской области, в составе Глинищевского ьсельского поселения. Расположено в 8 километрах к западу от границ города Брянска, в 1 км к северу от села Глинищево

В 2011 году население села Кабалии составило 620
жителей. Церковь Рождества Богородицы сохранилась
до сих пор, в настоящее время она ремонтируется.
На селе функционирует Дом культуры, библиотека, детский сад.
Школа отсутствует, дети посещают школу в с.Глинищево.
Имеется одно предприятие.

История села. В некоторых документах село называлось Кобыличи.
Первыми помещиками здесь были Тютчевы.

С именем Тютчева связано строительство в селе
каменного храма. Последняя деревянная церковь здесь
была построена в 1705г., но к 1760-м годам обветшала.
В 1768 г. по желанию и на средства И.Н.Тютчева было
начато сооружение нового храма с двумя алтарями:
главным во имя Рождества Богородицы и теплым
придельным во имя Ильи Пророка. Богослужения в
новом храме начались в 1773 г. в придельном алтаре,
а главный алтарь храма был освящен только в 1779 г.,
когда были окончены все строительные работы.

На церковной земле в 1882 г. было открыто земское
училище, где в конце XIX - начале XX вв. обучалось до 
50 учащихся. в 1905 г. 91 двору кабаличских крестьян
принадлежало 700 десятин наделенной земли.Кроме
того, 8 домохозяев коллективно обрели 153 десятины,
а еще 3 домохозяина - 33 десятины земли. Разводили
овец. Поэтому у некоторых крестьян были заведения по
выделке овчин и шерстобойни. Ежегодно 20 июня и
8 сентября проводилиь торжки. В конце XIX - начале
XX вв. население продолжало расти незначительно.
В 1894 г. здесь проживало 522 крестьянина, в 1905 г. -
667 крестьян, 14 мещан и 15 лиц из духовенства.

ДЕРЕВНЯ ТИТОВКА

ИСТОРИЯ:

Современное селение с таким названием с 1964 г. включает в свой состав не только деревню Титовка, но и бывшее ранее отдельным село Ольшаница

Первоначально древня называлась иначе - Титова, но это название связано не с именем первопоселенца, а с названием пустоши. Пус тошь эта, вероятнее всего, принадлежала Свинскому монастырю, почему и основнованная на ней в конце 1660-х - начале 1670-х гг. деревня стала монастырской вотчиной.

Население в новой деревне росло быстро, но и во второй четверти XVIII в. Титовка по числу жителей уступала лишь крупнейшим монастырским селениям: Коростовке, Меркульевой, Супоневу.

Имущественное расслоение титовских крестьян было довольно заметным. В 1745 г. здесь из 55 семейств быьло 10 безлошадных или однолошадных, 30 - двух-трехлошадных, а 15 хозяйств имели от 4 от 7 лошадей. Наличие свободных денег давало возможность отдельным крестьянам заниматься даже ростовщичеством.

В начале 1760-х гг. титовские крестьяне, подобно другим монгастырским крестьянам, приняли участие в массовых волнениях, но особой активности не проявляли...

Крестьяне Титовки не испытывали большой земельной тесноты: к селению относилось свыше 14000 десятин пашни, около 250 десятин леса и другие угодья (сенокосов было недостаточно). Качество пашни было неважным: "земля... без удобрения к плодородию не весьма способна".

Подобно некоторым другим бывшим монастырским селениям, Титовка в конце XVIII в. переживала не лучший период.Неурожаи, эпидемии, войны, требовавшие все новых рекрутов,- все это привело к сокращению населения деревни. Если с 1764 г. до 1782 г. здесь наблюдался пусть не большой, но все-таки рост (с 382 до 429 человек), то к 1795 г. население сократилось до 356 человек.  В обычные годы смертность составляла 4-5 человек, а за 1784-1787 гг. умерло почти 70 человек (особенно много в 1786 г. - 28). Кроме того, за это же время 13 человек было отправлено в рекруты. Но в 1894 г. число жителей достигло 436...

К началу революции среди крестьян появились резкие антицаристские настроения, но с другой  стороны, одним из носителей таких настроений был человек "поведения... неодобрительного - пьяница", а большинство крестьян выступало против антицаристских суждений...

Однако с течением времени негативные для правительства настроения стали усиливаться. Уже в марте - апреле 1905 г. в материалах жандармского ведомства появились сведения, что крестьянин деревни Титовка Афанасий Сердюков, работавший на брянском заводе, приносил оттуда прокламации и читал их своим родственникам и знакомым. В пропаганде антицерковных настроений обвинялся крестьянин Титовки Иван Пикин.

В числе других титовских крестьян, которые активно участвовали в различных коллективных действиях антиправительственного характера, были также Федор Дунаев, Ефим и Конон Зеновкины, Стефан Дубинин, Прокофий Михеев, а также "хорошо грамотный" Василий Федькин.

село

с. ОЛЬШАНИЦА

Село Ольшаница возникло не позднее XVI в. на правом берегу речки Ольшанки. В годы "смуты" XVII в. имеющаяся в селе церковь была сожжена, и в 1620-х гг. здесь не существовало даже часовни, а было пустое церковное место.

Первые сведения о жителях Ольшаницы содержатся в отказных книгах по Брянскому уезду за 1621 г., в которых сообщается. что селом владели два брата Безобразовых: Иван и Петр Матвеевы дети. Из других документов более раннего времени известно, что их отец Матвей Безобразов погиб ("забит") во время "смуты" Петр Матвеевич в 1610 г. сначала был "у вора" (Лжедмитрия II) в Калуге, а затем одним из первых среди брянски х детей боярских выпросил себе поместья у польского короля Сигизмунда III (впрочем, Ольшаница в их числе не значилась).

в июне 1621 г. за Иваном Безобразовым в Ольшанице было 3 крестьянских двора, в которых проживали "Гришка терехав, Ивашка Кастеной, Никифорка Иванов", да "семь дворищ пустых крестьянских", "пашни пахоной и перелогу и лесом поросло сто пятьдесят четей в поле", а в дву по тому же, сена по лугам и по селищам двадцать копен  да лес с бортным ухожьем". За Петром Безобразовым было также 3 крестьянских двора (домохозяева "Фролка Шошин, Зорка Андреев, Сахарка Васильев"), "четыря дворищи пустых крестьянских, пашни паханыя две чети в поле, а в дву по тому ж, а перелогу и лесом поросло девяноста восмь чети в поле, а в дву по тому ж, сена...двадцать копен".

В дальнейшем владевшие селением помещики не раз менялись, Во второй половине XVIIв. село принадлежало стольнику Никите Специвцеву, за которым было 12 дворов крестьян, 8 дворов бобылей, а всего 80 душ мужского пола.

В начале XVIII в. владел селом уже другой стольник - Афанасий Иванович Зиновьев, с именем которого связано с троительство и в Ольшанице новой деревянной церкви во имя Николая Чудотворца с приделом Ильи Пророка.

Из этой дворянской фамилии оставил приметный след в селе Матвей Васильевич Зиновьев, который во второй половине XVIII в. завел здесь суконную фабрику. Здесь работало 8 станков. Сукно выпускалось шириной в 3 аршина, а длиною по 40 аршин кусок (1 аршин= 71,1 см). В год вырабатывалось от 180 до 200 кусков. Продавалось сукно по 15 рублей за кусок в разных городах России. Своего сырья в имении не было, шерсть покупалась в основном в Москве. Работали на фабрике 3 наемных мастера и 60 крепостных крестьян из Ольшаницы и соседней деревни Понуровки. Помимо работ на фабрике ольшаницкие и понуровские крестьяне должны были обрабатывать на помещика 100 десятин земли, а остальную часть (:** десятин) пахали на себя...

Поскольку у М.В.Зиновьева не было прямых наследников, то после его смерти работа на суконных фабриках прекратилась, а ольшаницкое имение в конце XVIII в. перешло в руки В.И.Тютчева, сына уже упоминавшегося И.Н. Тютчева.

Василий Иванович оставил о себе память тем, что в 1802 г. на его средства в с.Ольшаница была построена каменная церковь, но внутренне6е ее убранство оставалось скромным и даже бедным. В храме использовались деревянные и жестяные подсвечники, а среди риз были холщовые - "крашенинные"...

По числу жителей Ольшаница значительно уступала соседней деревне Титовке. В селе насчитывалось в 1782 г. 177 крестьян, спустя 80 лет их число практически оставалось прежним- 183. Лишь в 1905 г. в селе насчитывалось 400 жителей.

Ежегодным религиозным событием бывал принос из села Паниковец трубчевского уезда иконы святителя Николая, которая считалась чудотворной.. Перед этим образом служили молебны по домам, а иногра и в поле.

В 1885 г. в Ольшанице была открыта церковно-приходская школа, огде в 1909 г. обучалось около 60 детей, но не было ни одной девочки. Каких-либо заметных промыслов в селе не было, лишь в предреволюционные годы местный крестьянин Глеб Петунин имел мельницу-колотовку...

(Материал опубликован по книге В.В.Крашенинникова "Из истории селений рянского района" в сокращении, книга имеется в библиотеке).

 СЕЛО ХОТЫЛЕВО.

Хотылёво — село в Брянском районе Брянской области, в составе Глинищевского сельского поселения. Расположено в 6 км к северо-западу от границ города Брянска, на правом берегу Десны. Население — 287 человек (2010 г.).

Имеется отделение связи, библиотека.

История села:

Название села Хотылево ассоциируется с рядом археологических памятников, в первую очередь - с палеолитическим местонахождением Хотылево-1, которое в 1948 г. обнаружил, а в 1959-1964 гг. исследовал Ф.М.Заверняев. Это местонахождение, расположенное рядом с селом, на правом берегу р.Десны, сохранило следы пребывания и деятельности древнейших людей на территории средней полосы России в мустарьерскую эпоху палеолита. Среди обнаруженных здесь кремневых изделий - скребки, наконечники, ножи, а также множество обломков. Это позволило Ф.М.Заверняеву сделать вывод о существовании здесь, близ выходов кремневого сырья, первобытной мастерской. Позже, в 1967 г., этим же археологом близ сельского кладбища была обнаружена и в 1969-1981 гг. исследована палеолитическая стоянка Хотылево-2, которой около 23-25 тысяч лет. Найдены остатки очагов, зольники, хозяйственные ямы, а также шесть черепов мамонтов, являющихся остовом древнего жилища (установлены вертикально). Было собрано большое количество кремневых скребков, резцов, отбойников и т.п.

Интересны находки первобытного искусства: две женские статуэтки, обломки вырезанных из бивня мамонтов браслетов, амулеты из клыков песца и др. Отдельные изделия украшены резным геометрическим орнаментом.

Несколько стоянок (Хотылево - 3, 4, 5, 7), относящихся к времени мезолита и неолита и расположенных близ села Хотылево по обеим сторонам реки Десны, было обследовано в 1958 г. Е.А.Шмидтом и Ф.М.Заверняевым. С конца 1950-х гг. известно и расположенное по соседству со стоянкой Хотылево
поселение Хотылево-6, которое исследовал в 1981 г. А.Н.Сорокин. Кроме того, советскими археологами в 1955-1974 гг. обнаружены и обследованы 6 селищ на территории села и поблизости от него. Все это говорит о том, что село Хотылево является одним из немногих пунктов, где остались следы жизнедеятельности людей почти беспрерывно от палеолита до наших дней.

Первое документальное упоминание о селе относится к началу 17 века, когда находящаяся в Хотылево Никольская церковь была в годы смуты сожжена, а на ее место была поставлены часовня. Одновременно с Никольской церковью с середины 18 века (с 1759 г.) в Хотылево рядом с господской усадьбой было начато сооружение каменного Преображенского храма (первоначально - во вторым алтарем во имя Казанской Божией Матери). Храм был закончен и освящен в 1763 г.К сожалению, имя архитектора церкви не сохранилось, да и сам храм в 20 веке очень многое утратил в своем облике. А ведь это один из замечательных памятников церковного зодчества середины 18 века в стиле нарядного елизаветинского барокко.

С 1620 г. селом владели братья Тютчевы. Первой половиной села владел Степан Игнатьевич, второй - Дмитрий Игнатьевич. Именно потомки второго заняли видное место среди брянских Тютчевых в 17 - 18 веках.В записях Г.И.Добрынина есть сведения о хотылевском доме Ф.П.Тютчева: "Двухэтажный дом, хоть и деревянный, однако выгоден и огромен. Меблирован богато и со вкусом... Расположение покоев, их многочисленность, обои, картины, комоды, шкафы, столики, бюро - красного дерева, все сие в надлежащем порядке и чистоте". При доме было два сада: регулярный и нерегулярный, в которых росли яблони, груши, сливы, крыжовник, барбарис. К селу относилось 385 десятин пашни, 57 десятин сенокосов, 268 десятин леса. В нижнем течении реки Госомки близ Хотылева был устроен пруд, при котором находились пильная мельница о четырех рамах, на которой перепиливалось в год до тысячи бревен. Хотылевские крестьяне находились на барщине, обрабатывая на помещика 200 десятин пашни, сверх того работали еще на заготовке леса для пильной мельницы и на винокуренном заводе.

В 1892 г. хотылевское имение купил князь В.Н.Тенишев (1843-1903). Современники отмечали в нем глубокий ум, волю, независимый характер, в тоже время он был добрый. Инженер по образованию, за свою порядочность он получил прозвище "русский американец". Любитель музыки, сам хороший музыкант, он играл заметную роль в музыкальной жизни России. В 1873 г. князь Тенишев стало одним из основных вкладчиков акционерного общества Брянского лесопрокатного, железоделательного и механического завода в Бежице, а затем и руководителем этого предприятия.

Вторая жена Мария Клавдиевна Тенишева вошла в его жизнь в 1892 году. Именно для нее была приобретена Хотылевская усадьба. Вскоре началось строительство нового двухэтажного каменного дома по проекту академика архитектуры Н.Д.Прокофьева. Дом напоминал дворец эпохи екатерининского времени. с множеством комнат обширными залами.Особенно живописен был портик с четырьми колоннами, обращенными в сторону парка. Сам парк, заложенный еще в начале 19 века был перепланирован и благоустроен. Была сооружена гранитная лестница к Десне; были разбиты аллеи, цветники, устроены игровые площадки, пруд, через овраги переброшены два каменных арочных моста; на самом возвышенном месте построен летний дом, откуда открывался живописный вид на пойму Десны. На берегу Десны был сооружен причал с лодочной станцией, а через Десну железный мост. На проходившей неподалеку Риго-Орловской железной дороге на средства князя В.Н.Тенишева была построена станция. Княгиня Тенишева также участвовала в жизни села. Она кабак превратила в одноклассное народное училище, так она разными хитростями приучила детей к школе. После отъезда Тенишевых эта школа стала церковно-приходской. В ней в 1905 году обучалось около 40 учащихся. В 1899 г. хотылевское имение было продано М.Н.Граббе - знакомой Тенишевых.